Авторизация

Регистрация
Забыли свой пароль?

Партнёры

Запись к детскому гинекологу Детский гинеколог! Профессиональный прием у врача! Без очередей! Позвони polyclin.ru

Мой Алтай – это цветы и камни

10.09.2015

Итак, летом 2014 года команда нашего турклуба таки добралась на Алтай. Вначале скажу пару слов о природе и открывающихся тебе видах. Это божественно, невероятно, великолепно, волшебно!!!! Это райское место, не иначе! Вход в Шамбалу не может находиться где-то ещё, кроме Алтая! Кому не нравится Алтай, тот просто его не видел! Изумрудные, бирюзовые, голубые, прозрачные озёра! Бархатные леса, невообразимо пахнущие сладковатой хвоей кедра! Вкуснейшие лепёшки и приветливые люди!!! А цветущие луга? Цветы коврами застилают подножия гор! А долина эдельвейсов: этих мохнатых, слегка нелепых по форме цветочков, но таких милых и трогательных!!! Всё это Алтай!

В поход мы собираться начали довольно заранее, это должна была быть горная 3ка с элементами 4ки и возможно даже 5ки. Но ввиду непредвиденных проблем с руководителем похода, пришлось за неделю до похода перекраивать маршрут, заново искать билеты, подстраиваясь под имеющиеся на руках билеты на самолёт, закупать продукты и готовить снаряжения. Т.к. горный опят был только у меня, то я и оформила на себя руководство горным походом двойкой. Маршрут, заявка в МКК Билеты и снаряга были готовы в течение 2х дней. Продукты было решено купить в Новосибирске на пересадке.

И вот, наш бравый отряд из 5 человек стоит на Дружной, ждёт автобус до Москвы, выпивает бутылку шампанского на глазах у взвода милиции и уезжает. Добирались мы с кучей пересадок: автобус-самолёт-поезд-маршрутка. Приключение в ФСБ, «говорите в бабочку». И вот, как и планировалось, в положенную дату выходим на маршрут. Нас все пугали алтайской погодой, говорили, что дождь будет каждый день, а вечером будет холодно. Мы уже приготовились закалять нервы, о не тут-то было! Может, виной всему наш девиз: «Где мы – там солнце!», а может, что-то ещё, но как только мы входили в долину, где до нас не было вот уже месяц ни одного солнечного дня, тучи куда-то сдувало ветром, выглядывало солнце, и погода становилась просто отличной! Мы боялись не сглазить это чудо, и всё-таки нам везло всегда: погода шептала. Достаточно бодрым (насколько это возможно по невыносимой жаре, с 30тикилограммовым рюкзаком, в горку напротяжении километра) маршем поднялись на некатегорийный перевал Кузуяк. Такого «кузуяка» мы ещё нигде не встречали! Подъём растянулся а 2,5 часа с постоянными перебежками от тенька к теньку. Позже мы на маршруте встретили бравых альпинюг, которые тоже, на чём свет стоит, ругали этот перевал! Но мы его сделали и идём дальше, у нас пока подход до технической части нашего маршрута. Этот подход растянулся на 2,5 дня, вместо запланированных 2х из-зи неожиданно начавшегося в предыдущий вечер дождя. Но мы не отчаивались и не унывали: оставив заброску за 2 пачки сигарет у МЧСников, мы максимально, на сколько успели, подошли под следующий перевал. Не могу не упомянуть воду, на которой мы готовили себе еду. Она была цвета жидкого цемента. Как нам сказали: это голубая глина, она полезная, но нужно, чтобы она отстоялась и тогда вода станет чистой. Но мы решили – раз полезно, значит, зачем отстаивать и готовили так, как есть. Цвет пюре и чая надо было видеть.

Утром нас ждал подъём на перевал. Тоже по жаре, без единого тенька, по лугам. Вода закончилась ещё в самом начале и мы, как могли – терпели. Я хранила пару глотков воды в бутылке и никому не признавалась, что она у меня есть. После довольно продолжительного подъёма, мы взошли на перевал категории 1А Ярлу-Боч. Воды на седле тоже не оказалось. Торжественно выпили мою воду, заели мятной жвачкой (как ни странно – помогло!), и тут ребята заметили, что в метрах 20ти ниже седла есть лужа с водой. Да-да, именно лужа! Не задумываясь, они пошли набрать воды. Она было с шитиками и какими-то червяками, но никого это не волновало совершенно: она была мокрая, холодная, и она была вода – этого абсолютно достаточно! Заев, на всякий пожарный, воду углём, мы пошли дальше. Спустились с гребня по очень мягкому мху, пообедали у разлива реки, бродили его, прошли вверх по реке до того места, где она становилась ледником, сфоткались со снегом и пошли по лугам дальше – максимально близко под следующий перевал.

Утром по средней осыпи мы вышли а ледник перед перевалом Менсу. Ледник закрытый, снег на солнце быстро подтаивал и становился тяжёлым. Надели системы, связались и пошли. Я иду первая – проверяю ледорубом трещины под снегом. Хватило меня метров на 200 – самое большое: снег то держал, то держал, то вроде бы держал, но тут же проваливался; это был просто выматывающий физический труд, надо было пахать! Я больше не могла, и меня сменил Артём, с которым я была в связке. Он честно, матерясь и ругаясь, дошёл до перевального взлёта. Перевал Менсу 1Б, самый трудный на нашем маршруте, как потом окажется. Перед нами снежно-осыпной склон. Снежную часть проходим довольно быстро. Выходим на сыпуху и понимаем, что она очень даже живая. Провешиваем одну верёвку, далее камни становятся большими, и заходим пешком на перевал. Снимаем записку и конфеты, кладём взамен свои. Спуск с перевала. Смотрится довольно круто. Провешиваем перила, затем ещё одни и ещё. Далее спускаемся пешком по мелкой и средней сыпухе. Снизу перевал выглядит ну очень внушительно! Практически отвес! Мы сделали это! Первый абсолютно самостоятельный перевал 1Б! Далее спускаемся по сыпухе до разлива реки, там и ночуем. Утром продолжаем спуск по сыпухе до ледника Менсу. Ледник весь в камнях, как карамельный грильяж. Идём не связываясь и без кошек. Любуемся Белухой, она сегодня прикрыта тучами и облаками, но она великолепна! Ледопад Менсу тоже не оставляет равнодушным: впечатляет! Ветер дует нещадно! Зато сыр не портится =)) Просто как в холодильнике! Камни заканчиваются, ледник становится чистым и рваным. Надеваем кошки и связываемся. Трещины тоже не оставляю равнодушными: перепрыгнуть, перейти по снежному мостику, обойти. В ледниках, определённо, есть какая-то магия: трещины поют и разговаривают, бескрайность завораживает, а мощь поражает! На ночь поднимаемся на сыпуху и ночуем в кармане. Ветер поднялся страшный, тучи налетели чёрные, но через полчаса всё стихло и мы заснули.

Утром за завтраком нас навестила росомаха. Идём по сыпухе до ледника. Ледник закрытый – связываемся и идем. Первым весь ледник идёт Андрей. Под перевалом отдыхаем и начинаем подъём. Снова снег и сыпуха. Подъём занимает около сорока минут. Ветер просто нещаден! Промерзаем до костей. Быстро меняем записку и конфеты на свои, фотографируемся, как получилось и провешиваем перила вниз до снежника. Первой иду я, выходим на открытую часть ледника. Ледника такого я никогда не видела: он тает по всей поверхности, идём по начало подошвы в воде (и это при учёте того, что мы в кошках). Иду и вижу, что впереди обрыв, неужели ледопад? Заходим по большому радиусу. А нет, просто довольно крутой склон, но идётся пешком. По пути организовываем новые реки. Спустились на камни в приграничную зону. Ночуем здесь.

Утром спускаемся на свой крайний ледник – Аккемский. Тот же грильяж, идётся легко пешком. Доходим до Аккемского озера и идём на базу за лепёшками, это цель всего дня. Все, кого встречаем по дороге, нас поздравляют и хвалят. На большой поляне собирается слёт альпинистов – 2014 год – юбилейный со дня взятия Белухи. Объедаемся лепёшками и идём ставить лагерь и спать. Утром валяемся до упора, у нас заслуженная днёвка! Особо ярые идут на озеро Горных духов а мы с Артёмом дрыхнем.

На следующий день выходим и долго (часа 4), с привалами, по разным пейзажам и на сильном ветру поднимаемся на перевал Каратюрек 1А. На перевале отдых, но ветер сдувает и пробирает до костей, поэтому вниз практически бежим. Затяжной спуск под названием «прощай колени». Кучерлинская долина поражает полной противоположностью природы относительно Аккемской долины. Везде кедры и леса. Запах непередаваемый! Один привал мы удлинили до 45 минут и выделили специально для поедания кедровых орешков. Насобирали шишек ещё и домой. Ночуем на «кедровых стоянках».

Утром спускаемся до Кучерлинского озера и проходим вдоль него в сторону истоков Кучерлы. На следующий день рюкзаки прячем в кустах и идём в радиальный выход на озеро Дорошколь. Это действительно самое красивое озеро на Алтае! Бирюзовая вода, кедры и камни! Мы даже пошли купаться, но «купанием» это называлось весьма условно – вода ледянющая – ноги сводит сразу! Поели сала и в обратную дорогу. На обратном пути снова бродим разлив реки, ноги жутко болят. В лагерь вернулись очень уставшие, поужинали и наслаждались чаем! Радиалка на 12 часов (причём шли мы очень быстро) - всем будем советовать!

Утром валялись очень долго, потом не торопясь позавтракали пошли вдоль озера до начала реки Кучерла. Там стали лагерем, постирались, поужинали мясом, которым ребят угостила алтайка на кухне санатория для иностранцев. Ужин был великолепным!

Дальше были полтора дня отхода вдоль Кучерлы по прекраснейшим местам. Уже у самой деревни Кучерла мы пообедали пюре и ранее купленной тушёнкой. И тут нас нашла алтайка, продававшая лепёшки. Так я не объедалась никогда вжизни! Мы лежали на ковриках 2 часа и никак не могли отойти! Всё-таки поднялись, пришли в деревню и первым делом зашли конечно в магазин! Мороженое и 3 литра дюшеса. Пришли в Тюнгур. Поставили палатки на берегу Катуни, ждём водителя. Нам ждать до 4 утра, а сейчас только 5 часов дня. На глаза попадается кафе домашней кухни. Казалось бы, куда ещё? Но мы зашли перекусить. Таких вкусных сырников я не ела никогда в жизни, они были невероятны! Перед сном доели свой оставшийся суп и с чувством, отнюдь не лёгкого, переедания легли спать.

Утром сели в маршрутку и тряслись в ней 10 часов, по пути купили сувениры домой. На вокзале в Бийске поели в кафе, съели арбуз, посмотрели сериалы про следователей и поездом поехали дальше. Новосибирск, Москва. День прогулки по Москве, причём в предыдущую ночь из-за смены часовых поясов нам добавилось 4 часа, которые мы не проспали, нет, мы их прогуляли по ночной Москве. И всё, от Внуково трансфер в Минск, а я – в Оршу. Всё, мы дома, мы сделали это! Более красивого места на земле, чем Алтай нету! Он просто волшебный! Я в него влюблена и обязательно приеду ещё!