Авторизация

Регистрация
Забыли свой пароль?

Партнёры

Детская посуда Luminarc Иллюстрации, технические характеристики. Предложения оптовым покупателям. luminaric.ru

Алтай - 2014, 2к.с.

09.09.2015

Предыстория

Еще в середине зимы начались разговоры про поход, выбор района, поиск руковода. Нашли, выбрали: Алтай, горная 3-ка, руковод Дима Рыжанков. Я не была морально готова к тройке и финансовая сторона меня тоже не радовала: штуку баксов отдавать...хм...Изначально была в возможных участниках, а потом и вовсе отказалась от этой мысли. На замену нашла себе 1-ку на Кавказ.

Наступил июнь, ребята уходят через месяц, мы через полтора. И тут у меня настала неделя резких изменений и принятия решений: за сутки я передумываю ехать в Могилев на Отрыв, и срываюсь в Вильнюс на гонку; меняю свой Кавказ на Алтай. Теперь надо действовать быстро: покупать билеты, отменять ту поездку, искать снарягу и куча других мелочей. А по факту у меня как раз сессия, время начать учиться, а я тут раскладку по еде составляю или ищу у кого взять кошки с ледорубом. Что меня побудило пойти на Алтай? Когда еще выпадет такая возможность, да еще со знакомыми отправится в такие далекие для меня горы? И по правде говоря, состав группы на Алтай мне нравился больше чем на Кавказ. Возможно это и была главная причина. И я нисколько не жалею!) Вроде все собрано. Даже рюкзак найден. Не понятно только, что с погранпропуском. Я то заявку отправила за месяц, вот только для иностранцев надо за 50 или 60 дней отправлять. Не можем решить, что с трансфером в Москву. Между нами и руководом начинаются какие-то непонятки. И тут за неделю, а то и меньше, приходим к тому, что с нами наш руковод не летит. Билеты то куплены, значит мы летим на Алтай по любому. За два дня мы оперативно считай, делаем с нуля поход: составляем маршрут, уже 2-ку, а не 3-ку, быстро заявлеся, докупаем билеты на поезд, заказываем трансфер и вот мы готовы. При рассказе о намечающемся походе, я уверяла родителей, что у нас очень опытный руковод. Ну что ж, об его отсутствии лучше им узнать после похода.

Состав группы:
Аня Захаренко - официальный руковод, председатель турклуба Альтаир, веселый человек, знающий почти все песни. медик в походе Андрей Кутько - зам.руковода (для групп школьников и выше 4-ки), ремонтник, картограф. Еще один очень веселый челоек. Предыдущий председатель турклуба Артем Махнач - очень высокий человек. вся кухня была у него Леша Мазур - быстро взбирается вверх по склону) официально - фотограф;) Влада Францкевич - собственно я. как всегда завхав, т.е. "корминас" было моей участью

Фотограф - личность переходящая, как и логист, зависило от времени и места

Продолжительность: на все про все 3 недели. Чисто ходовых из них 15 дней. Район: центральный Алтай. Нитка: п. Тюнгур - п. Кучерла - пер. Кузуяк(н/к) - р. Аккем - оз. Аккем - пер. Ярлу-Боч(1А) - ледник - пер. Менсу - ледник Менсу - пер. Дружба - ледник - ледник Аккем  - оз. Аккем - пер. Каратюрек - оз. Кучерлинское - оз. Дорошколь - оз. Кучерлинское - р. Кучерла - п. Кучерла - п. Тюнгур

Дорога туда
Мы вчетвером выезжали из Минска на автобусе до Москвы. Только Леша сразу летел самолетом. Погрузившись в удобный автобус, мы полночи болтали, остальную часть пытались спать. Траснфер развозил нас сразу по аэропортам: меня во Внуково, ребят в Шереметево.

Десять часов ожидания в аэропорту. Как хорошо, что приехала Дашка, передать сухие овощи и сублимированный творог! Упоковав рюкзак, я пошла регестрироваться. У меня был перевес, поэтому все шмотки были на мне или с собой. Потом в самолет я заходила как капуста. Избавившься от рюкзака, мы с Дашей пошли обследовать окрестности и нашли замечательный пруд.

Тем временем ребята из Шереметево уехали в Ашан, смотрели там кино (а кто-то спал;)) и развлекались как могли.

Мой первый полет на самолете. Эх, не удалось мне смотреть в окошко - седела я по середине. Но взлет мне понравился. Справа от меня сидел мужчина лет 50 и разбирался в старых программах на object C, а с лева человек, узнав, что идем в горы, поинтересовался, поставили ли мы свечку Богу. Для меня было приятное удивление, что в самолетах действительно кормят и поят, и пледы раздают. А еще при посадке и высадке по громкоговарителю играл оркестр. Поели, можно и поспать. Да и пора бы, уже 4 часа ночи. Я прилетела на два часа раньше ребят в Новосибирск. Наконец-то избавившись от всей капусты из одежды и запихнув ее в рюкзак, устроилась поудобнее на втором этаже в ожидание. Отправила маме смску, что все хорошо. Там то, в Новосибирске, было уже 6 утра, это у нас всего-то два ночи. Ночные вести ее очень "радовали". Познакомилась с женщиной. Нам посоветовали прикупить побольше средства от комаров и опасаться клещей. Оказалось, что она ждала своего мужа - пилота самолета, на котором прилетели ребята. Вот мы все в сборе, теперь нас пятеро и до возвращения в Москву, разделение в наши планы не входит. Т.к. логистика делалась в последний момент, то она получилась не идеальной. В Новосибирске нам предстояло провести еще 12 часов. Зато у нас было время съездить за газом, затариться продуктами и расфасовать их. И даже времени хватило поспать и не раз поесть в местных столовках.

А вы знали, что в Новосибирске есть метро?

Наконец-то дождавшись, занимаем наше купе в общем вагоне, целенапрвленно выкупив шесть мест.

В лежачем положение мы можем десять часов наслаждаться сном, пока поезд стучит до Бийска. Уже 6 утра понедельника. Нас ждет маршрутка и мы едем дальше. Следующая остановка Горно-Алтайск, забрать погранпропуска и стать на учет у спасателей. 9 утра понедельника, заходим в здание ФСБ. Темные стекла вокруг и три двери. Открывается одна из дверей и голос говорит: "войдите." Не успевает Аня войти, как дверь захлопывается и она оказывается в темной коробке с голосом из ни откуда. Через некоторое время выходит парень, берет наши паспорта и идет смотреть, что там с нашими пропусками. У ребят все готово, а вот с моим не понятно еще. Но все равно, раньше 15.00 они выписать их не могут. Подождите. Мы прям такие в восторге, идем радовать водителя. Хорошо, что у него неподалеку родственники оказались. Он поехал их навестить, а мы шататься по Горно-Алтайску после наводнения, кушать вкусно в пельменных и спать на всех лавочках.

Придя к трем часам в ФСБ, нас обрадовали: мой пропуск тоже есть. Вот только осталось их всех подписать. А это происходит в шесть вечера. Та-та-да-дам! Мы невероятно счастливы, вновь"радуем" нашего водителя и валяемся на травке перед зданием ФСБ с Красавчиком.

Наконец-то получив бумажки, можем двигаться дальше. По дороге заезжаем в кафе. Теперь я знаю что такое лагман и манты. По маршрутке, в поисках удобного положения, мы тусуемся в хаотичном порядке. По среди ночи мы останавливаемся возле темной заправки на пустой дороге и вокруг чернота. Здесь наш водитель отдыхает пару часов. Рано утром, в часов шесть, а по нашему Минскому всего-то два ночи, мы добираемся до поселка Тюнгур, откуда и начинается старт нашего похода.

Поход
Перебравшись по стремному мостику(хоть по нему ездят машины) на другой берег реки, готовим завтрак и выдвигаемся в поход.

Пока еще счастливые лица... Шучу, они всегда были счастливыми)
Любуемся пейзажами и топаем на наш первый перевал Кузуяк. Вообще, у нас было два тяжелых перевала и оба не категорийных. Вот этот и еще последний - Каратюрек. На первый можно заехать на машине, вроде за 700 руб. На второй на лошадках, хм, за 3000руб.

Наш подъем затянулся и кушать хотелось уже очень.

На вершине перевала (ее совсем не заметно, она покрыта деревьями) мы познакомились с семейной парой, которая здесь уже не первый раз, и дала нам советов, куда стоит заглянуть. В последствие мы еще не раз с ними пересекались на наших маршрутах.

Гром в горах страшная вещь. От неожиданности я даже подпрыгивала. А вообще нам с погодой очень везло. Хоть иногда по вечерам начинался дождик минут на двадцать, это было ничто по сравнению, что бушевало в соседних долинах. Нам доставались только краюшки тучек. А еще говорят, что тропа до Аккемского озера, по которой мы и шли, очень грязная, но из-за хорошей погоды, нам не пришлось воспользоваться бахилами.
До Аккемского озера мы шли два с половиной дня. Видели бурундуков, след медведя, болтали с людьми, наслаждались природой, жарились на солнце, тоща на себе тяжеленные рюкзаки, пили глиняную воду и варили на ней пюре (похоже на цемент) и чай с песочком.

Наше первое знакомство с горным приютом Ак-кем и замечательные лепешки с компотом. Освобождение от лишней еды и бесполезных бахил - ребята закинули заброску к МЧС, пока мы с Аней ходили звонить по спутниковому телефону. "Говорит Алтай. У нас все замечательно." и т.д.

Заплатили человеку с метеостанции за перевозку нас и рюкзаков на лодке через озеро Аккем.

Техническая часть
Вот и началась наша техническая часть. На следующий день наш первый категорийный перевал Ярлу-Боч (1А). Шли мы по лугам, под палящем солнцем, по долине эдельвейсов. Да-да, мы видели эдельвейсы - "Цветок эдельвейса упоминается в ряде сказочных легенд как образ труднодоступности, любви и удачи" (из Википедии)

Вот мы и на верху! Ура! Наша первая перевальная шоколадка. Естественно, вся вода у нас давно уже закончилась и ребята пошли набирать в ближайшие лужи во мху воду с шизиками, которой мы потом, на всякий случай, запили уголь.

Отдохнув, мы двинулись дальше. Спускаться намного проще, особенно если под ногами пружинистая подушка из мха, под которой скрывается вода. Для меня еще одно открытие: в горах бывают болота) Конечно, не такие как у нас, но все же... Вкусный обед под полащем солнцем и легкая прогулочка-брод через реку. Первый снег и начало камней.

Добравшись до места стоянки на всех навалилась, не то что усталость, а какое-то оцепенение. Не хотелось двигаться. Ничего. А еще солнце три часа весело на одном месте и никак не желало скрыться за горами.

На следующий день нас ждал наш первый ледник. Он оказался закрытым. Мы одели системы, кошки, связались: Аня+Артем и Андрей+я+Леша. Первоидущий человек проваливался по колено. Вначале этим человеком была Аня, потом они поменялись местами с Артемом. Идти по такому снегу очень тяжело. Поэтому шли медленно. Иногда по склонам прокатывались камни, а вокруг кружили насекомые на снегу.

Ледник пройден. Дальше подъем вверх по снегу, а за ним кусок мерзкой сыпухи, очень живой. Развязавшись, Андрей забирается выше и кидает нам веревку. По одному поднимаемся до уровня Андрея, а дальше камни идут побольше, можно лезть своим ходом.

Татададам! Наш первый перевал 1Б. И, пожалуй, это самый сложный был перевал что на подъем, что на спуск. Вокруг собираются тучи, нам надо спешить. Быстро съедаем перевальную шоколадку и кидаем веревку на спуск. В турике находим записку: люди были тут за год до нас. Цитата: "состояние группы хорошое. У некоторых участников шоковое, близкое к истерике". Удивившись этому, мы начинаем спуск. Мы провесили три веревки, хотя можно было обойтись и двумя (мне стремно было). В Лешу и меня полетал камень. Хорошо летел. Большой такой. Еще прыгал и на двое раскололся. Наша реакция, дело случая -  вообщем нам повезло. После веревок еще долго спускались ножками по мелкой осыпе, которая старательно ехала вниз. Спуск занял часа два. А те ребята, у которых было "шоковое состояние" оказывается поднимались с этой стороны и сделали это за 1,5 часа. Как? Мы не понимаем.

Вечер и следующих пол дня мы прыгали по камням: по большим, громадным, маленьким, шатающимся, наклонным, скользким, надежным. Прыгали вверх, вниз, вдоль, поперек, траверсировали, шагали, скользили. Все варианты как можно передвигаться по различным видам камням нами были опробованы. Где-то внизу под камнями текли ручейки или лежал снег. Это все напоминало компьютерную игру. Вот только попытка перепрыгнуть с камня на камень была одна.

Камни великодушно предоставили нам возможность по скалалазить. Правда с рюкзаками это дело не простое.

После обеда мы все таки добрались до следующего ледника, ледника Менсу длинной в 10 км. Вначале он был как грильяж - весь усыпанный мелкими камушками, и шлось по нему быстро, удобно, уверено. Затем начался чистый лед, пошли трещены. Связвавшись и одев кошки, мы продолжили свой путь. В основном трещины были узкие, но были и очень даже впечатляющие, глубокие, бездонные. Пару снежных мостиков и долгое передвижение в холодильнике. Слева от нас за хребтом начинался Казахстан, вперед чуть правее высился ледопад Менсу. Зрелище красивое. Честно говоря, я радовалась, что мы пошли без Димы и у нас не возникало и мысли подниматься по этому леднику в сторону Белухи.

Пора было становиться, поднявшись по сыпухе на склон, нашли площадку. Со стороны Белухи шли черые тучи. Ночью поднялся сильнейший ветер и казалось, что палатка сейчас сложится попалам. На самом деле над нами был только край тучи)

На утро у нас было знакомство с местной фауной. На нас бежала расомаха. Что это именно расомаха мы узнали потом, по приезду домой. На тот момент это была "обезьяна", которая очень смешно прыгала и оглядывалась на нас.

Иногда начинался мелкий дождь и по мокрым, скользким камням ползти не самое замечательное удавольствие. И вновь камни, камни, камни под снегом, камни. И мы добрались до следующего ледника. Дул сильный ветер. Ледник был закрытый, да с таким количества снега, что трекинговой палкой было не достать до льда. И не понятно, то ли ты над трещиной идешь, то ли надо льдом. Зато он не проваливался по колено, а только по щиколотку)

Перед перевальным взлетом был еще один снежный подъемчик. А вот тут снег уже не был таким твердым и я очень его не взлюбила, проваливаясь по колено, а то и по пояс. Ведь еще нужно было успеть за Андреем, что бы веревка не натягивалась. Столько снега за всю зиму я не встречала! Вот перевальный взлет, вконце по традиции с сыпухай. И вновь Андрей впереди и кидает нам веревку. Наш второй перевал 1Б! Здесь людей не было уже два года. Дует сильный холодный ветер, а еще мокрые берцы совсем не радуют. Наверху выложено место для палатки, можно двух.

Но не смотря на то что уже 7 часов, мы решаем спускаться. Веревка - спуск по скалам и мы вновь в снегу. А дальше мокрый как каша ледник. Я вновь удивляюсь как человек может стаять под таким углом и не падать, но на то есть волшебные кошки.

На утро Андрей как всегда нас будил. На этот раз он был "пограничником". И вновь камни, камни, камни. Прыг да скок. Фоточки на фоне Аккемской стены и спуск по "леднику" (на самом деле там опять были камни) в сторону озера. Быстрее, быстрее нас ждут лепешки! Изначально у нас был вариант по дороге заскочить на озеро духов. Но мы отмели эту идею. Камни закончились. Вот и люди, шаманские места и часовня. Вдоль озера идется великолепно, прыгать ведь уже не надо!)
И снова здравствуй, горный приют Ак-кем. Вкуснейшие лепешки с компотом. А вечером еще и банька! Это было великолепно.

Прогулка

На следующий день у нас дневка. В обед, подкрепившись пирожками с кортошкой, оставив Аню с Артемом в лагере, я, Андрей и Леша пошли-таки на озеро горных духов. Вообще, туда ведет тропинка от церквушки, вот только мы ее не нашли по дороге туда. Поэтому опять прыгали по камням. Чудесное озеро. Высоко вверху течет вода, а потом прячется под камнями и впадает в озеро. Вода прозрачная и хорошо видны булыжники, будто тропинка уходящая к центру. Долго не засижывались: там было совсем не жарко, да и скоро начинало темнеть. На обратном пути забрали нашу заброску. Вновь потяжалеет рюкзак и носить бесполезные бахилы)

Самые тяжелые перевалы - это некатегорийные, куда может заехать УАЗик или, как было, пролегает конная тропа. Таки преодолев нудный перевал Каратюрек, пока нас обгоняли навьюченые лошади с туристами, мы спустились в долину Кучерлинского озера. Если возле Аккема все в камнях и в лучшем случае в траве, то тут нас ждала совсем другая природа: раскинулись кедровые деревья и все кругом было зеленое.

На следующий день обед у нас был из кедровых орешков;) Потом мы добрались до самого озера Кучерлинского. Великолепны виды. Ночевали где-то по середине озера, чуть ближе к дальнему его краю.

На утро нас ждала радиалочка на озеро Дарошколь. Закинув рюкзаки выше по склону в кусты, мы двинулись в путь. И здравствуйте камни! Еще нас ожидал сюрприз, мы совсем об этом не подумали, нам же надо бродить речку! Естественно, шлепанцы остались в рюкзаках... Там разлив реки, и больше чем по колено, мы не погружались в воду. Но вода была ледяная! Когда шли туда, еще грело солнце и было нормально, а вот назад... Переход речки занял полчаса. Мы шли вдоль красивых водопадов, камни, по которым мы поднимались поросли мхов, и вся дорога была похожа на путь в Мордар. Камни, булыжники, булыжники, камни) Дорошколь велеколепное озеро. Сюда "туристов" доставляют на вертолете. Мы даже искупались в нем!) Быстро перекусив, нам надо было бежать назад. Вновь компьютерная игра: прыжки по камням. Наша радиалочка заняла 12 часов)

Следующий день - отдых. Ребята добыли сахара, тушенку и сырого мяса. Божественный ужин без сои) Два дня спокойного спуска в поселок вдоль реки Кучерла. В конце нас поджидали местные алтайки, с дешевыми лепешками. Потом еще магазин с газированными напитками, и обалденные сырники со сметаной.

Рано утром нас забрала маршрутка и мы начали свой путь домой. Он не был таким длиным, как дорога туда. Нам надо было меньше тратить времени на ожидания пересадок, но все равно надо было.

Прилетев в Москву, настало время расставаться. Андрей с Артемом остались ждать трансфер до Минска, Леша - пересадку на другой самолет в Минск, а мы с Аней поехали в хостел, где нас ждала Даша. Так, после похода мы еще сутки посвятили Москве. Быстро посмотрели достопримечательности, встретились со Светой, потом вновь с Дашей. Я была удивлена, но мне понравилась "Белокаменная". Особенно ГУМ на Красной Пощаде)